alexandrmen.ru (alexandermen.ru)

Международная конференция Протоиерей Александр Мень: послание XXI веку (8 сентября 2015)

Ив Аман

Что значит наследие о. Александра в рамках христианства в XXI в. ?


К оглавлению

 

Значение отца о. Александра очень часто воспринималось на фоне тех обстоятельств, при которых протекала его подвижническая деятельность но его опыт далеко выходит за рамки условий жизни христан в атеистическом государстве. Фигура отца Александра многогранна и ее можно рассмотреть с разных углов, но сегодня я бы хотел остановиться на ее главном аспекте – о. Александр как образец христианского пастыря в наше время (или «на рубеже веков» по названию книги Андрея Еремина, как раз посвященной этой теме.)

Вопреки ожиданиям XXI в. оказывается тревожным, полным страхов и неопределенностей. Его определяют только по отношению к предыдущим периодам. Его обозначают с приставкой пост- Это время после. В том числе его определяют и как пост-христианским.

Постхристианский - Сергей Сергеевич Аверинцев определил свое понимание пост-христианства. Он говорил, что современным христианам суждено исповедовать свою веру после того, как в прошлое ушло время внешнего торжества христианства, после того как Нитше возвещал о смерти Бога, после того, как в Советском Союзе было объявлено о полном изъятии любой религии (он кажется выступал по-французски и я перевожу обратно на русский язык). В двадцатом веке, продолжал Сергей Сергеевич, было сделано и наговорено против веры больше, чем за все предцыдущие исторические эпохи. Возврат к доатеистическим временам невозможен, современное общество так или иначе глубоко секуляризовано. В прошлые времена в окружающей действительности множество знаков напоминало о Боге, Церковь задавала ритм поседневной жизни людей. Вера передавалась отцами их детям, передавалась из поколения в поколение. Уже нельзя полагаться на тамом механизме передачи, констатировал Сергей Аверинцев. Это у нас отнимает любое чувство ложной безопасности и одновременно внушает нам большую надежду. Современная эпоха дает шанс христианству, как миссионерской религии, как религии новых обращенных, как религии, основанной на динамике Благой вести.

Динамика Благой Вести и миссионерская религия – эти два понятия как раз очень точно соответствуют духу служения отца Александра.

Первый пункт – идея динамики Благой Вести. Идея динамики Благой Вести занимала центральное место у о. Александра. Он утверждал, что идея динамики в становлении мира родилась из Откровения. Для античных мыслителей мир был статичен или цикличен. В Библии учение о мире становящемся было внушено Богом через вдохновение. Христос усилил идею динамизма, поставив идею Царства Божия в центр. Мир идет к свершению, мир идет к полноте, мир идет к тому, что все люди станут сынами Божиими. Царство Божие у Христа символизируется ростом. Его притчи о семени, о закваске говорят о постепенном "прорастании" Царства Божьего среди людей. Семя произрастает, поднимается закваска - все это увеличивается, направляется вверх, определяется целью.

О. Александр не строил иллюзий о том, что когда-либо человечество достигло христианского идеала например в средние века. Каково было бы тем, кто так думает, если бы вдруг попали в средние века. И если бы нам следовало себя вести как людям XIX в., Господь сделал бы так, чтобы мы родились в XIX в. Оттуда знаменитые слова, которые он произнес за два дня до гибели, о том, что христианство только начинается. Да, говорил отец Александр, мы неандертальцы духа. Христианский идеал слишком высок, чтобы человечество им прониклось за два тысячелетия. Это значит, что нам предстоит еще очень долго духовно расти, перед нами еще очень и очень долгий путь, но это путь вперед, а не назад.

Он толковал спасение как процесс, который начался в этом мире. Божий суд уже начался с приходом Христа в мир. Это не единоразовое событие в конце истории. Он уже идет. Мы призваны трудиться именно здесь и теперь. Здесь и теперь.

 

Второй пункт - миссионерская религия

О. Александр был именно пастырем миссионером.

Он четко определял задачу миссионера – помогать людям прийти ко Христу, привлекать людей ко Христу.

«Христианство это не новая доктрина, не новая мораль, это сам Христос. Перед Вознесением он сказал своим ученикам «Я с вами остаюсь во все дни до скончания века.» И это продолжается и происходит сегодня. Весь глубочайший опыт христианства на этом строится.» Миссионер должен помогать людям проникнуться личностью Христа в первую очередь через освоение священного писания, прежде всего Евангелия.

Правда в прошлом миссионерство слишком часто применяло насилие и сегодня порой принимает форму агрессивного прозелитизма или духовного маркетинга. Конечно все это претило отцу Александру. Он себя сравнивал с акушером. Вера не навязывается. Она основана на встрече. Господь идет к человеку на встречу и тот ему отвечает. Роль миссионера содействовать этой встрече.
Он говорил, что христиане должны со своими неверующими современниками найти общий язык – «не отождествляясь с ними полностью и не отгораживаясь от них стеной архаики. Это значит, что мы должны поставить заново, свежо, как бы открывая это впервые, все те вопросы, которые ставит перед нами Евангелие». Он сам обладал исключительным умением найти общий язык с любым человеком. Другими словами он занимался инкультурацией Евангелия в современную культуру.

Он говорил просто о глубоких вещах. Он не мог заниматься изощренным богословием, хотя у него были все данные для этого. Но он исходил из того,» что в данное время люди в основном требуют хлеба, простой пищи. «И я работаю в этой пекарне. После меня придут те, кто будет изготовлять пирожные, но моя задача делать хлеб.»

Основная задача – привести людей ко Христу. Наше свидетельство не должно быть свидетельством об идеологии, а свидетельством о живом присутствии Бога в нас.

По поводу религиозных канонов и ритуалов, он считал, что они играют роль сходную с ролью стойкой наследственности в жизни организмов и никакое новаторство не плодотворно, если оно до конца отрывается от традиции. Но он предостерегал от опасности законническтва, когда предание превращают в фетиш.

Знаменательно, что очень похожую модель предлагает папа Франциск, у которого был богатый пастырский опыт в латинской Америке. Кстати, он подвергается определенной критике со стороны части католиков, даже кардиналов также, как подвергался и подвергается отец Александр. Правда, в более завуалированной форме. Пока. По-видимому определенный водораздел проходит не столько между конфессиями, сколько между разными пониманиями христианства в каждой конфессии, между статичным и динамичным пониманием.

Вот например что говорил папа Франциск во время интервью журналу Civilta catolica летом 2013:

Церковь должна заниматься самым главным: первым возвещением: «Иисус Христос спас тебя!» Возвещение в миссионерском стиле фокусируется на главном, на необходимом, на том, что больше всего увлекает и притягивает, заставляет сердце гореть, как у учеников из Эммауса, передает новизну и благоухание Евангелия.

Проповедь Евангелия должна быть простой, глубокой, излучающей свет. Именно из такой проповеди и возникают затем все нравственные наставлнеия.

Есть соблазн искать Бога в прошлом или в будущем. Бог, конечно, в прошлом, потому что мы можем видеть знаки, которые Он оставил. И Бог также в будущем, как обетование. Но Бог «конкретный», скажем так, пребывает в сегодняшнем дне. Поэтому причитания никогда не помогают нам найти Бога. Сегодняшние стенания, обличающие «варварский» мир, в конечном итоге порой рождают в Церкви желание сохранить себя, защититься. Нет: с Богом нужно встречаться не в прошлом или в будущем, а именно сегодня.

Бог проявляет себя в историческом откровении, во времени, присутствует в исторических процессах. Время запускает процессы. Бог пребывает во времени, в текущих процессах». Мы должны запускать процессы. Это заставляет отдавать приоритет действиям, рождающим новую историческую динамику, и требует терпения в ожидании.

Если христианин является сторонником реставрации, законов, если он хочет, чтобы все было четко и надежно, тогда он ничего не найдет. Традиции и память о прошлом должны помочь нам найти в себе мужество, чтобы открыть новые сферы для Бога.

 

Тут не может быть речи о взаимном влиянии. Здесь просто не случайное совпадение между двумя пастырями, живущими в разной среде, но в одно и то же время и отвечающими на похожие вызовы этого времени.

То, о чем говорил папа Франциск, отец Александр задолго до этого проводил в жизнь. Поэтому для христиан других конфессий столь важно ознакомление с подходом отца Александра к пастырству, углубленное изучение его пастырского опыта.

Отец Александр – образец христианского пастыря в наше постхристианское время.

К оглавлению