alexandrmen.ru (alexandermen.ru)

Меневские чтения 2015 (9-10 сентября 2015. Семхоз)

О.А.Устинов
Кандидат философских наук, доцент ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва

Миссионерская деятельность отца Александра Меня в контексте морального сопротивления
Русской православной церкви тоталитарному режиму в СССР в 60-80-е годы


К оглавлению

 

 

  Писатель-диссидент Андрей Бессмертный рассказывал в своих воспоминаниях о беседах с отцом Александром Менем на политические темы. «Когда мы в остались с ним одни, я сказал ему, как своему духовнику: "Я наверное, должен покаяться, что примешиваю к нашему делу "своё собственное" – борьбу с коммунизмом. Знаете, отче, когда-то мы с моим школьным другом были до того впечатлены данной друг другу на Воробьёвых горах клятвой Герцена и Огарёва бороться до конца за свободу, что однажды, классе в девятом, отправились поздно вечером на Воробьёвы горы и дали друг другу клятву на всю жизнь беспощадно бороться с коммунизмом. Отец Александр улыбнулся. "Романтизм?" – смущённо спросил я. "Да нет, почему же. Не романтизм. К сожалению, суровый реализм. Но вы знаете, Андрюша. Я не знаю более антикоммунистической книги, чем Евангелие"[1].

  Священник Александр Мень, ученый, просветитель, богослов, один из самых ярких христианских миссионеров XX века. Некоторые исследователи ставят его имя в один ряд с выдающимися советскими правозащитниками Андреем Сахаровым и Александром Солженицыным. Все чаще в последнее время используется в литературе сопоставление отца Александра Меня с капелланом «Солидарности», знаменитым польским ксендзом Ежи Попелушко[2]. В определенной мере это сравнение справедливо. Свою духовную связь с отцом Ежи Попелушко сознавал и сам отец Александр, преклонивший колени на его могиле во время поездки в Польшу в 1988 году. Однако деятельность отца Александра Меня нельзя считать собственно политической. Широко известно, что отец Александр всегда сторонился политики, в том числе внутрицерковной. Однако именно его деятельность оказала значительное воздействие на формирование демократического движения в СССР. Это противоречие кажется парадоксальным, но только на первый взгляд. Ключ к постижению социального феномена под названием «отец Александр Мень» следует искать, на наш вгляд, в осмыслении духовных практик противостояния тоталитарному режиму.

  В период советской власти Русская православная церковь была поставлена под контроль партии и спецслужб. Приходы и монастыри закрывались. Внехрамовая деятельность духовенства жестоко каралась. Священников становилось все меньше. Патриарх был лишён возможности совершать визиты в епархии. Всеми церковными вопросами ведал Совет по делам религий. «Тому, кто попытается сопротивляться постановлениям…, мы переломаем ноги»[3]. Эту фразу одного из функцинеров Совета можно было считать кредо всей организации. Проповедовать Евангелие в этих условиях отваживались единицы. Среди них – отец Александр Мень.

  В Комитете государственной безопасности опасность отца Александра для коммунистической партии отметили сразу[4]. Одной из самых распространенных и несвязанных с прямым риском для жизни формой противостояния тоталитарной системе является индивидуальное моральное сопротивление (в том числе «внутренняя эмиграция»). Знаменитый психолог Бруно Беттельгейм, попавщий в концентрационный лагерь Дахау в 1938 году и оставивший о своем пребывании в «земном аду» уникальные воспоминания «Просвещенное сердце» [5], приводит среди прочих своих наблюдений интереснейший вывод. Наибольшей способностью к сопротивлению лагерному режиму обладали две социальные группы: аристократы и верующие, то есть люди, которые имели прочную, заранее сложившуюся, альтернативную систему ценностей или, говоря иначе, развитый внутренний мир. «Но твоей Голгофы не покину, / От твоих могил не отрекусь. / Доконает голод или злоба, / Но удел не выберу иной: / Умирать, так умирать с тобой, / И с тобой, как Лазарь, встать из гроба» (М.А. Волошин). Именно эта форма сопротивления в наибольшей степени составляла проблему для тоталитарной власти так, как долее остальных препятствовала реализации ее базового плана по формированию обязательного единомыслия.

  Отец Александр Мень учил, что человек, созданный по образу и подобию Бога, имеет бесконечную ценность. Именно в Боге мы обретаем для себя прочную основу и духовную свободу, перед которой бессильны все цепи и кандалы мира. Он принципиально поддерживал требование диссидентов о проведении в стране демократических реформ, но был убежден, что без высшей свободы – свободы внутренней, преображение России невозможно. И поэтому каждый день, каждый час, он отвоевывал у диктатуры Души, врачевал и вел их к спасению. «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях...», «обновиться духом ума вашего...», «и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Эти слова из послания Святого апостола Павла наиболее полно отражают глубинный смысл миссионерской деятельности отца Александра Меня. Еще в молодые годы он твердо уверился в том, что необходимо «заново христианизировать тяжело больную страну, выход России из духовного тупика возможен лишь на пути её новой евангелизации»[6]. Эти «новые люди», укрепившиеся силой через Святого Духа были носителями принципиально нетоталитарного мышления, ибо Христос поселился в их сердцах[7].

  Отец Александр Мень и сам был воплощением этого «нового человека». Его храм в Пушкино в честь Сретения Господня (Сретение - Встреча с Богом) неслучайно стал главным местом притяжения для московской интеллигенции, томившейся острой жаждой смыслов. Многие увидевшие и услышавшие этого необычного священника впервые начинали испытывать особое душевное состояние – они обретали веру. Красивый, умный, добрый и «абсолютно свободный», он пленял своим удивительным даром «почувствовать и понять другого человека, а поняв, полюбить». Одна женщина, поговорившая с отцом Александром, изумленно спросила: «Скажите, он со всеми такой?» Каждый, кто приезжал в Сретенский храм, понимал, что здесь его ждали давным давно. «Когда он входил, осеняя с порога крестным знамением дом, возникало праздничное чувство. Так приветствовали друг друга апостолы: радуйтесь! Он носил в себе радость, и умел ее отдавать другим»[8]. Из проповеди отца Александра: «Вспомните… притчу Христа о пастухе, который бросает девяносто девять овец и идёт искать одну пропавшую. Значит, Ему важна одна, каждая овца. Так что это совершенно иная арифметика. Личность имеет абсолютную ценность! Каждая! Я бы так сказал: что Бог видит каждого человека больше всех ... И если мы вот эту любовь, которая на нас изливается, хотя бы на мгновение почувствовали, то мы приблизились к самому главному в христианстве...»[9].

  Этим принципом индивидуальности определялась непосредственно и пастырская практика отца Александра. «Нередко полагают, что в отношении к духовнику следует придерживаться принципа послушания. На самом же деле этот принцип приложим главным образом к монашескому образу жизни. Монах дает обет послушания и обязуется исполнять любое требование своего духовника. Приходской священник не предлагает мирянину такого подвига, а на себя не берет права давать непререкаемые указания. Он лишь напоминает церковные заповеди, руководит духовной жизнью человека, помогает ему в его внутренней работе»[10]. Именно поэтому отец Александр отказывался отвечать на мелкие бытовые вопросы («А я не знаю, как быть»), но охотно давал развернутые ответы на сущностные вопросы. Патернализм и авторитарность во всех их личинах и формах были для него принципально неприемлимыми. «Он ничего не изображал и ни на кого и никак не давил»[11].

  Свою духовную работы с прихожанами отец Александр Мень выстраивал на основе теории малых групп. Так он стремился превратить случайных и малознакомых людей в единый коллектив, христианскую общину, в которой все помогают друг другу, вместе молятся, изучают Библию, причащаются. «Если он кого-нибудь крестил, то в дальнейшем регулярно его исповедывал, причащал, крестил его детей, освящал квартиру, если человек переезжал на новую; давал советы, как должно строить супружескую и семейную жизнь, отношения на работе, помогал в научных занятиях, находил адрес нужного врача, соединял людей, способных оказать другим ту или иную услугу; при случае помогал материально — делал это незаметно, например, положив деньги в книгу, лежащую на столе. Из своего толстого, всегда битком набитого портфеля, часто извлекал маленькие подарки, причем ему всегда удавалось найти как раз то, что вам было нужно. Это был еще один знак внимания, которое оказывалось каждому»[12].

  В соответствии с теорией малых групп отец Александр делал в противостоянии с тоталитарным режимом акцент на малых формах сопротивления. «Интеллигенты без конца страдают, приходишь - начинают все поливать грязью: все-все плохое, правительство, в церкви ничего не разрешают. Действительно, любое правительство есть за что критиковать, и наша церковь была в чудовищном состоянии. Отец Александр говорил, что мы не делаем даже того, что нам разрешают, например, создать хор. Так поют, что хоть святых выноси. Никто нам не запрещает сделать хотя бы приличную роспись, чтобы не было таких чудовищных дедушек Саваофов. Мы даже не делаем то, что нам разрешено»[13]. Тот, кто отказывается изменить хотя бы что-то вокруг себя самого, не имеет нравственного права упрекать общество в отсутствии всеобъемлющих социальных реформ.

  Андрей Бессмертный вспоминает: «Однажды я спросил о. Александра: "Отец, в чём наше дело?" Он ответил не задумываясь: "В приведении как можно большего числа людей ко Христу". "А что важнее: качество или количество?" Опять, не задумываясь: "И то и другое. Мы не можем себе позволить "шлифовать" новообращённого "до кондиции". Даже духовник не должен придавать себе столь важную роль, это было бы гордыней. Это дело Бога»[14]. Аналогичный вопрос задал отцу Александру и лидер общины христиан-экуменов Сандр Рига: «Что сейчас самое важное для церкви?» «Чтобы сейчас было как можно больше нормальных, здоровых и хороших православных священников. Чтобы они могли просветить народ. Без идей-фикс. Просто учащие людей Православию, приводящие их ко Христу. И ничего более»[15].

  Отец Александр Мень был сторонником т.н. «христоцентричного направления» в Православной церкви, которое после его смерти лишилось потенциального лидера, уступило инициативу и маргинализировалось[16]. Но это отнюдь не означает, что данное направление утратило историческую перспективу. Время отца Александра Меня впереди. Как только в России начнуться системные демократические преобразования, дух перемен неизбежно затронет и Православную Церковь. Речь, разумеется, будет идти не о догматических нововведениях, а об изменении характера и направленности социальных и педагогических практик. Именно в этот период нашей стране предстоит пережить подлинное обретение наследия отца Александра Меня, который станет одним из самых ярких и привлекательных символов эпохи перемен. Несколько перефразировав Марину Цветаеву, о феномене отца Александра можно сказать следующими словами: «Своими быстрыми ногами отец Александр ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго ещё нас будет ждать».

 

Список литературы

 

 



[1] Цит.по: Бычков С.С. КГБ против священника Александра Меня. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2655/, свободный. 

[2] «Отца Александра хотели заставить замолчать» Виктор Григоренко, племянник священника Александра Меня, о жизни и смерти своего дяди // Lenta.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2015/09/06/menj/свободный. 

[3] Поспеловский Д. Русская православная церковь в XX веке. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.krotov.info/library/16_p/os/pospel_09.htm, свободный. 

[4] См. напр.: «Закрытое письмо» Юрия Андропова (1974 г.) // Христианос. Альманах. Рига, 2015. С. 269-275. Показательный факт. Когда арестованный за религиозную деятельность лидер общины христиан-экуменов Сандр Рига сказал во время допроса следователю: «Вы же понимаете, я плохого не делаю, я людей избавляю от наркотиков и веду их к Богу», то получил в ответ убийственно прямую и циничную реплику: «Лучше пусть они употребляют наркотики, чем верят в Бога». Сандр Рига объяснял логику спецслужб просто: «если человек верит в Бога, его душа уже ушла от государства», а это само по себе преступление. См.: Яковлева Е. Душное лето 72-го. Александр Архангельский снял фильм о духовных поисках советской интеллигенции // Российская газета. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/10/17/jara.html, свободный. 

[5] Беттельхейм Б. Просвещённое сердце. Перевод с английского. Нью-Йорк: 1960. 191 с.

[6] Илюшенко В.И. Жизнь и смерть во Христе. М., 2000. С. 7.

[7] «Говорят, что о.Александр не был "антисоветчиком". В том смысле, что он никогда не выступал с заявлениями политического характера. Это действительно так, однако для режима он был намного страшнее, чем подавляющее большинство его самых смелых современников, ибо был, используя выражение митрополита Антония Сурожского, не против советской власти, но выше её. Всем своим служением он воспитывал свободных людей, людей, просто-напросто отторгавших те схемы, по которым им предлагалось мыслить и начинавших видеть мир не в свете той или иной схемы, но в свете Христовом, который просвещает всех. Отец Александр обладал удивительной особенностью освобождать сердце, душу и сознание человека от любого рабства, не вливать новое вино в старые мехи, вкладывая новое содержание в старые формы, как это нередко бывает, а выводить каждого к абсолютно новым горизонтам». См.: Священник Георгий Чистяков. Послесловие // Аман И. Отец Александр Мень. Христов свидетель в наше время.  М., 2000. С. 198.

[8] Улицкая Л. Он любил тех ближних, которые ему достались // Журнал Индекс/Досье на цензуру. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.index.org.ru/journal/cont11.html, свободный. 

[9] Отец Александр Мень. Беседа «Человек, вселенная, Творец». Основы христианской веры. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.alexandrmen.ru/besedy/junosh3.html, свободный. 

[10] Протоиерей Александр Мень. Таинство, Слово и Образ. Православное богослужение. [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_prl2.html, свободный. 

[11] «А время Вам пошлется…» Интервью с Екатериной Гениевой // Университетская книга. Информационно-аналитический журнал. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unkniga.ru/face/341-genieva-vremya-vam-poshletsya.html, свободный. 

[12] Аман И. Отец Александр Мень. Христов свидетель в наше время. М., 2000. С. 117.

[13] Степурко О. Небесный человек из Новой Деревни // Дорога вместе. Христианский журнал для молодых и не только. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.doroga-vmeste.ru/2009/2009_1_nebesny.shtml, свободный. 

[14] Цит.по: Бычков С.С. КГБ против священника Александра Меня. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2655/, свободный. 

[15] Цит.по: Бычков С.С. КГБ против священника Александра Меня. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2655/, свободный. 

[16] Из интервью польского кинорежиссера К. Занусси «Независимой газете»: «…отец Александр был сильной личностью... У меня была огромная надежда, что когда-нибудь он станет ведущим лицом в Русской Православной Церкви, потому что он заслуживал особого уважения, его взгляды были глубокими и очень современными». Орлова Л. Кумиры киноэкрана // Независимая газета. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_religii/2011-02-02/7_idols.html, свободный. 

 

К оглавлению