www.alexandrmen.ru,  www.alexandermen.ru,  alexandrmen.libfl.ru

Фальсификаторы

Несколько сот «представителей русской общественности», включая 19 депутатов Государственной думы от партий «Родина», КПРФ и ЛДПР, направили генеральному прокурору письмо, в котором («как в целях защиты нашего Отечества, так и личной самообороны») потребовали запрета всех еврейских организаций России как экстремистских. Письмо, приуроченное к шестидесятилетию освобождения Освенцима Советской армией, было опубликовано в газете «Русь православная» с редакционным названием «Еврейское счастье, русские слезы». Через несколько дней письмо (без внятной мотивации) было отозвано. Георгий МИХАЙЛОВ беседует об этом письме с Павлом МЕНЕМ, братом священника о. Александра Меня. Павел Мень - президент Фонда им. Александра Меня

- Павел Вольфович, вы письмо к генеральному прокурору насчет еврейского счастья и русских слез читали?

- Читал.

- Там приводится цитата из интервью вашего брата самиздатскому журналу «Евреи в СССР», данному тридцать лет тому назад. В письме говорится: «Даже иудео-христианин о. Александр Мень, боровшийся против "антисемитизма", утверждал, что еврей, отвергающий христианство, "предает себя и легко оказывается во власти темных сил». Неужели прямо так и сказал?

- То, что во внутренних кавычках, прямо так и сказал. А что «еврей, отвергающий христианство» - это фантазии авторов письма прокурору. Мысль Александра вырвана из контекста и грубо искажена. Он говорит в интервью о религиозной миссии еврейского народа, о том, что «этот народ навсегда посвящен Богу», он цитирует слова, сказанные Всевышним на Синае: «Вы будете царством священников и народом святым. «Святым» (кодеш) - в данном случае означает посвященность Богу. Когда еврей изменяет этой посвященности, он предает себя и легко оказывается во власти темных сил. Избрание - это великая и страшная ответственность». Вот что он сказал. Как видите, об отвержении христианства ни слова.

- То есть ваш брат считал, что к религиозным евреям - к иудеям - это не относится. Я правильно понял?

- Мне кажется, его мысль достаточно ясно выражена. Речь идет о ев-
реях, сознательно отвергающих свое призвание. К религиозным евреям, к людям синагоги это отношения не имеет.

- Ваш брат мог так считать, будучи православным священником?

- Так считал не только мой брат - так считал апостол Павел, говоря, что дары и избрание, данные еврейскому народу, непреложны. В Евангелии ясно говорится, что одних Бог призывает к христианскому служению, других - нет. Какие могут быть претензии к тем, кому Бог дал иное служение?

- В письме повторяется обвинение в адрес хабадников - что это они убили вашего брата.

- Обвинение абсурдное уже по той простой причине, что, если бы евреи были хоть на волос причастны к этому преступлению, оно наверняка было бы раскрыто: уж для такого случая спецслужбы постарались бы. Хабадникам, естественно, не нравилась деятельность моего брата и даже больше чем не нравилась. Но это не те люди, которые убивают. Психологически не тот человеческий тип. В последние годы жизни Александра против него была развернута кампания травли. На выступлениях он получал записки с угрозами, это были записки людей, помешанных на ненависти к евреям.

- У вас есть мнение, кто мог бы быть убийцей?

- По совокупности обстоятельств, по тому, как велось следствие, я убежден, что это дело рук КГБ, но я не могу это утверждать, у меня нет прямых доказательств.

- В этом письме ваш брат назван иудео-христианином. Что это значит?

- Это клише должно в глазах невежественных людей поставить под сомнение его православие. Исторически иудео-христианами, то есть христианами с еврейской обрядовой практикой, были все первые христиане. Потом Церковь ушла из еврейского мира, это движение иссякло. Сейчас в протестантском мире делаются попытки его возродить. Но Александр к иудео-христианам, конечно, не относился.

- А как насчет борьбы с «антисемитизмом»? Кавычки должны подчеркнуть, что никакого антисемитизма нет, что это фантом, придуманный евреями.

- Общая концепция Александра была в том, что не надо ни с чем бороться - надо заниматься позитивными вещами. Он так и делал.

- Вы могли бы как-то прокомментировать цитаты из «Шулхан Аруха»?

- С этим вопросом вам лучше обратиться к раввину. Но если авторы письма фальсифицировали в своих интересах высказывание моего брата, что им мешало сделать то же самое с еврейскими источниками? Меня бы это ничуть не удивило.

- Авигдор Либерман - известный израильский политик, лидер партии «Израиль - наш дом» - призвал президента Путина и Патриарха отреагировать на послание генеральному прокурору.

- Президент уже отреагировал: он сказал, что ему стыдно за антисемитизм в России через шестьдесят лет после Освенцима. Он очевидным образом имел в виду и авторов письма. Что касается Патриарха, то газета «Русь православная», коллективный организатор этого письма, издается без благословения Патриарха, я ни минуты не сомневаюсь, что и письмо написано без его благословения, взгляды Патриарха известны, он не несет за это никакой ответственности.

- Как вы полагаете, каков политический смысл письма генеральному прокурору, через короткое время отозванного?

- Я не политолог и не обладаю полнотой информации, но, исходя из общих соображений, вижу две возможные причины. Первая: отвлечь общественное внимания от ситуации с монетизацией льгот. Вторая: создать проблемы президенту при его визите в Освенцим. Думаю, это им удалось. Как видите, письмо они свое отозвали. Видимо, им был предъявлен аргумент высокой степени убедительности.

- Вы не хотите подать в суд на авторов письма за использование имени вашего брата?

- Нет. Клевета и фальсификации в отношении Александра постоянны. Если реагировать, можно провести значительную часть жизни в судебных заседаниях. Но ведь жизнь коротка. Лучше потратить ее на что-нибудь хорошее. Кроме того, каждый из нас в свой черед попадет на судебное заседание суда Высшей инстанции и даст отчет в своих поступках. И авторы письма тоже.
--------------------------------------------------------------------------------------

Хабад - самое активное сегодня направление иудаизма в России. Главный раввин России Верп Лазар - хабадник.
"Шулхан Арух" - еврейский религиозно-правовой кодекс XVI века. «Шулхан Арух", по мнению авторов письма, репрезентирует человеконенавистнический характер иудаизма и еврейского народа в целом.